Библиотека дошкольника

Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и других.

Надо признать, что современный прогресс оттолкнул ребенка от старого книжного переплета, не всех, но большинство юных людей. И сейчас, в век компьютеров и высоких технологий, все больше времени наши дети проводят у экранов телевизора или монитора. Это не всегда положительно действует на нервную систему ребенка, на его зрение и общее состояние здоровья.

А есть такой дом на свете, в котором писатели сложили для детей путеводитель по жизни. Этот дом, большой и скромный, но всегда удивительный, а называется он «Библиотека».

С.Я. Маршак сказал: «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял ее для нас с книжной полки и, многообещающе сказал: «Прочти эту – не пожалеешь».

В целях привития у дошкольников любви к книге, воспитания аккуратности, бережного отношения, возрождения традиций семейного чтения, знакомства с жанрами литературы, писателями, поэтами воспитателем Шильновой Еленой Владимировной была организована Библиотека дошкольника в ДОУ № 9.

Из выступления Шильновой Е.В по теме:
«Расширение социокультурного пространства ДОУ
на основе взаимодействия с детской библиотекой»

«Первоначально библиотека была организована в старшей группе детского сада. Это был небольшой уголок — стеллаж, где книги были расставлены в алфавитном порядке. На отдельной полке стояли книги наиболее популярных авторов: К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто. Библиотека постоянно пополнялась новыми книгами, и возникла необходимость в отдельном помещении.

Так наша библиотека переехала в просторное помещение и стала занимать вестибюль свободной группы. Дизайн библиотеки был придуман и воплощен родительницей младшей группы. Вдоль стен расположены невысокие шкафы. Над ними, на стене, изображена большая книга в лучах солнца, как символ источника знаний, а вокруг нее размещены сменяемые иллюстрации к произведениям различных авторов. В библиотеке имеются наборы портретов детских писателей 19 и 20 веков.

Хранение книг в отдельных шкафах существенно облегчает их поиск — это «Сказки», «Книги о животных», «Книги о природе», «О людях и профессиях», «О науке и технике». Книги расставлены в алфавитном порядке, отдельно размещены книги наиболее читаемых авторов. Здесь же оформляем выставки к юбилеям писателей, делаем поделки по их произведениям.

Самыми частыми посетителями нашей библиотеки являются дети подготовительной к школе группы. Поскольку именно эти дети приобретают первые навыки чтения, учатся читать, аккуратно обращаться с книгой.

Воспитатели и других групп приводят детей в библиотеку, они помогают им ориентироваться среди книг, выбрать книгу по их возрасту и интересу, а также проводят занятия по ознакомлению с художественной литературой, устраивают литературные викторины и вечера досугов.

Пока техника чтения у детей еще не высокая, поэтому они стараются выбирать небольшие книги, где много иллюстраций. Мы объясняем, что пользоваться книгой надо аккуратно, в назначенный срок необходимо вернуть книгу в библиотеку – она нужна другим ребятам.

В библиотеке мы проводим литературные вечера, читаем детям сказки, отмечаем дни рождения детских писателей, проводим вечера поэзии, конкурсы чтецов.

У нас проходили литературные викторины по творчеству Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Агнии Барто, Джанни Родари, Бориса Заходера, чьи юбилеи в последние годы отмечались в литературной среде. Постоянно предлагаем детям нарисовать рисунки и сделать поделки по знакомым произведениям. Родители тоже имеют возможность при необходимости пользоваться книжным фондом детского сада – взять  книгу по рекомендации воспитателя.

Наш детский сад посещала Алиса Бурова, дочь поэтессы. Ее мама, Анна Бурова, пишет стихи для детей. В свет вышли две ее книги, под псевдонимом Лиха Янина. Эти книги она подарила детям нашей группы. Дети с удовольствием читали их и с гордостью говорили, что знакомы с поэтессой. Лиха Янина брала у детей интервью и по местному радио проходила передача с участием наших детей.

В библиотеке есть картотека, на каждого ребенка заведены формуляры читателей, куда мы записываем книгу, которую выбрал ребенок, а в конце года,  когда дети овладевают навыками письма, предлагаем им исполнить роль библиотекаря.

В библиотеке также представлены дидактические игры: «Сказочное домино», «В мире сказок», «Угадай сказку», «Лото по произведениям Чуковского», пазловые мозаики, материалы для рисования, лепки, ручного труда. В библиотеке есть магнитофон, записи сказок, которые необходимы для проведения литературных мероприятий.

В библиотеке также находится журнал регистрации занятий, где воспитатели отмечают, когда и с какой целью были проведены досуги. Педагоги работают как с отдельными детьми,  так и с подгруппами.

На родительских собраниях мы  рассказываем о том, с какой целью дети посещают библиотеку, кто какие выбирает книги, насколько бережно относятся к ним. Предлагаем родителям принимать участие в викторинах, посиделках, литературных досугах».